Го — история игры

Легендарный период

В точности неизвестно, где именно появилась игра го и как она первоначально выглядела. Китайские легенды приписывают игре го возраст более четырёх тысяч лет. Согласно этим легендам, игра го (в Китае называемая вейчи) была изобретена во времена династии Ся, легендарным императором Яо (около 2100 до н. э.), либо его первым министром Чуном, либо императором Чао (около 1750 до н. э.). Во всех вариантах легенды говорится, что игра го была придумана для сына императора, дабы развить его ум и способность к концентрации внимания. Эти легенды упоминаются в летописях династии Хань (206 до н. э. — 220 годы). Впрочем, многие исследователи склоняются к тому, что историки периода Хань намеренно включили в летописи сведения о древности вейчи, чтобы придать го больший вес, поскольку, согласно китайской традиции, всё, относящееся к древнейшим династиям, является более ценным и совершенным. Существуют различные предположения о первоначальной форме игры го и её назначении. Есть версия, что сначала го была азартной игрой, в которой пользовались игральными костями. По другим предположениям, доска для го представляла собой модель неба. Многие исследователи связывают го с гадальными практиками древних китайцев, находя в ней символы, связывающие го с астрологией и предсказаниями. Есть версии, что доску для го одно время использовали в качестве календаря. В большинстве своём, они происходят из одного источника — книги Чань Нуи «Классическое го», опубликованной между 1049 и 1054 годами н. э., в которой автор уподобляет части доски го различным частям календаря: пункты — дням, углы — сезонам, крайние пункты — неделям (пятидневным). Место возникновения го также неизвестно в точности. Есть версия, что родиной го является не Китай, а Индия; именно оттуда игра го попала в Китай и Корею. Впрочем достоверных документальных подтверждений нет.

Легенда о Китайском возникновения Го

Некий дровосек пошел рубить дрова в горы и пропал. Спустя много лет он вернулся и рассказал односельчанам, как он встретил в горах небожителей играющих в неизвестную игру, стал смотреть и все забыл. Когда партия закончилась и небожители пропали, он очнулся и обнаружил, что пока он в восторге смотрел на игру, прошло много времени, так что даже топорище его топора истлело. В доказательство своих слов он показал жителям деревни свой топор без ручки и научил их игре го. От жителей этой деревни пошло по Китаю одно из древних названий игры – “Ран-ка”, что и переводится как “истлевший топор”.

Легенда о Индийском возникновении Го

В древности игра имела только одно название – на санскрите, языке вед и древней ведической культуры, и называлась – “Го“. Игра го была любимым развлечением сословия кшатриев(воинов и правителей), т. к. прекрасно моделировала войну, политику и экономику, т.е. все то, чем эти самые кшатрии занимались. В те далекие времена для кшатрия, особенно царя, было важно уметь хорошо играть в го, это считалось свидетельством его пригодности к управлению государством. Игра го была священной для кшатриев и простым людям запрещалось, под угрозой смерти, не только играть, но даже знать правила “игры царей”. Примерно 5500 лет тому назад, там, в Индии, последнем месте в мире где еще правили кшатрии и сохранялась ведическая культура , из-за игры го случилась большая война, ( описанная в Махабхарате). В этой войне были перебиты почти все любители игры го, т.е. все кшатрии. В Махабхарате подробно и увлекательно описано разнообразное “божественное” оружие, хотя это оружие скорее XXI века, посредством которого было произведено столь удивительное опустошение. Поскольку такая страшная бойня произошла из-за проигранной партии го, на эту игру было наложено проклятие брахманов. Эти два фактора, массовая гибель носителей ведической культуры и отрицательное отношение к игре го брахманов, привели к тому, что игра го из Индии исчезла и до нашего времени о ней там и не слышно.

Первые достоверные сведения

Первые правдоподобные ссылки на игру го в письменных источниках датируются 91 годом до н. э. и 434 годом до н. э., в этих документах описываются события, соответственно, 681 года до н. э. и 547 года до н. э. Первые доски и камни для игры го, обнаруженные в местах захоронений, датируются эпохой Хань. Самая древняя из известных археологам досок, использовавшихся для игры го, датирована III веком. Первая считающаяся полностью достоверной запись партии го относится к 196 году — это партия между принцем Сунь Цё и его генералом Лу Фанем. Партия игралась, судя по записи, по тем же правилам, что используются сейчас (за исключением коми), в тактическом плане игра го не отличалась от тех, что играются в настоящее время. В руководстве по игре го, изданном в XII веке, приведено множество диаграмм реальных партий, сыгранных в эпоху династии Тан (618—907). В этой же работе приведены задачи, ничем принципиально не отличающиеся от тех, что можно встретить сейчас в учебниках игре го для любителей. Основываясь на документах и данных археологии, большинство исследователей считает, что игра го появилась в эпоху Чжоу, то есть в интервале между XI и V веками до н. э. В эпоху Хань она была уже достаточно распространена, причём в начале первого тысячелетия нашей эры правила игры го были устоявшимися и почти точно соответствовали современным.

Го в Китае

С момента своего появления в Китае игра го входила в число «четырёх добродетелей» — умений, необходимых для всякого достойного человека, — наряду с игрой на лютне, каллиграфией и живописью. В го играли знатные люди, военачальники, мудрецы, но жила игра и в простом народе. Играли в го и при дворе, сильнейшие игроки были известны лично императору. Для знатных особ мастера изготавливали очень дорогой, уникальный инвентарь — камни из драгоценных камней, чаши из дорогих пород дерева.

Игра го

 Кано Эйтоку. Китайские игроки в Го времён династии Мин (рисунок XVI века)

Игра го достаточно активно развивалась примерно до XVIII века: разрабатывалась теория, выходили книги. Некоторые древние издания, например «Гуанцзи Пу», составленный мастером Гуо Байлином (ок. 1586—1662) и содержащий более 1400 задач, сохранили свою актуальность до сих пор. Однако, в отличие от Японии, где игра го как спорт была особо почитаемым занятием и пользовалось государственной поддержкой, в Китае она так и осталась, по сути, салонным времяпровождением и уделом отдельных интеллектуалов. Хотя старейшие из используемых до сих пор сборников задач и учебников по игре го имеют китайское происхождение, в целом уровень китайского го в последние два века стал весьма заметно отставать от японского. Сыграли свою роль и политические события, прежде всего, Опиумные войны, приведшие к подчинению Китая западным странам, упадку национальной культуры и масштабной депопуляции. К началу XX века китайские сильнейшие игроки играли с японскими мастерами на форе и ездили учиться в Японию. Те из них, кто желал поднять свой уровень до действительно мастерского или проявлял особые способности к игре го, как правило, просто уезжали жить в Японию. Так, один из известнейших японских мастеров XX века — Го Сэйгэн (имя при рождении — Ву Циньюань), — китаец, с детства проявивший талант в игре го и переехавший в Японию. Есть и другие примеры. Некоторое оживление в развитии китайского го наступило после прихода к власти коммунистов в 1949 году. Высшие руководители коммунистического Китая рассматривали развитие игры го как один из способов повышения престижа страны. Появилась национальная команда Китая, стали регулярно проводиться соревнования, выделилось некоторое количество довольно сильных мастеров. Тем не менее, преодолеть разрыв в мастерстве между Китаем и Японией не удавалось. Разница между сильнейшими игроками Китая и японскими мастерами 9-го дана составляла около двух камней форы. Амбициозная задача, поставленная перед молодыми игроками в начале 1960-х годов — добиться победы над лучшими японскими мастерами за 10 лет, — так и не была выполнена. В окончательный же упадок китайское го пришло во времена Культурной революции. Игра го была причислена к пережиткам прошлого, соревнования перестали проводиться вовсе, игрокам пришлось искать себе другое занятие. Лучшие мастера пекинской команды были отправлены рабочими на завод. Лишь в 1970-х годах, с изменением политического курса, ситуация начала меняться. Снова появилась поддержка игры го государством, была воссоздана команда го, возобновились внутренние и международные соревнования. К этому времени выросло новое поколение китайских игроков, которое смогло составить конкуренцию японцам. Первым из «новой волны» китайского го был Ни Вэйпин, который в 1976 году сумел на равных победить подряд четырёх японских мастеров 9-го дана. В последние два десятилетия Китай совершил сильнейший рывок в уровне игры. Если в 1970-х годах на международной арене выделялось лишь несколько наиболее сильных китайских игроков, то теперь в Китае государственная поддержка и огромная общественная база го позволяет отбирать и тренировать сильнейших профессионалов. С 1980-х годов китайские игроки стали регулярно выигрывать международные соревнования. К 1996 году в Японии были отменены некоторые международные соревнования, в которых стали стабильно побеждать китайцы. В настоящее время в Китае имеется более 300 профессиональных игроков. Высшим достижением китайских игроков стал выигрыш кубка Инга, который завоевал в 2004 году китайский профессионал Чань Хао.

Го в Японии

Документально дата появления игры го в Японии не установлена. Китайские хроники говорят о том, что игра го была популярна у японской знати с начала VII века. Наиболее вероятно, что игру принесли в Японию из Кореи, эмигрировавшие от политического хаоса учёные, чиновники и артисты. Японцы дали игре го новое название «и-го», но никаких изменений в механизм игры и правила не вносили. Более того, в Японии оказались «законсервированы» и сохранились до нашего времени некоторые элементы китайских правил, от которых сами китайцы впоследствии отказались. Например, метод подсчёта результата партии по территории и пленным камням, заимствованный Японией, позже в Китае был заменён на подсчёт по территории и своим камням, выставленным на доску. В самой Японии существует легенда, согласно которой игру го привёз из Китая Киби-но Макиби, оставшийся в истории как «Великий Министр Киби». По заданию дочери императора Сёму, позже ставшей императрицей Кокэн, он прожил 18 лет в Китае. По возвращении Киби якобы привёз с собой наиболее впечатляющие творения китайской культуры, в числе которых была и игра го. Как считают современные исследователи, игра го была известна в Японии и до Киби, а его заслуга состоит в том, что он поднял статус этой игры, представив её как занятие, достойное императора и его приближённых. Тем не менее, долгое время го в Японии, как и в Китае, была не более чем лёгким развлечением, наравне с прочими забавами придворных, такими как музицирование. Примерно около века игра го находилось под официальным запретом для всех, кроме высшей аристократии, поскольку считалось вредным, разлагающим умы занятием, подобно употреблению вина или игре в кости. Монахи-буддисты, невзирая на запрет, играли в го, используя игру как один из видов духовной практики. Лишь в 701 году официальным императорским указом игра го была признана неазартной. Го завоевало симпатии всех сословий, вплоть до крестьян. Существовали сословные ограничения на инвентарь: если аристократам позволялось играть на досках из ценных пород дерева, камнями, выточенными из драгоценных камней, то простолюдинам приходилось ограничиваться дешёвыми досками грубой работы и обычной галькой. Ещё долго игра го оставалось сначала запретным, а позже — неодобряемым для самураев. Даже в начале XVI века Ходзё Нагаудзи (Соун) в «Двадцати одном правиле», определяющем основные принципы жизни воина, в частности, писал: «Плохих друзей, кого следует избегать, ищи среди тех, кто играет в го, шахматы и на сякухати. Ты ничего не потеряешь, если не будешь знать об этих развлечениях. Заниматься ими — значит без пользы терять своё время». Несмотря на подобные рекомендации, самураи охотно проводили время за го и сёги. В XIV веке Сиба Ёсимаса в своём поучении для самураев «Тикубасё» писал, что самурай должен, помимо боевого искусства, обладать умениями, которые считаются приличными в его кругу: владеть каллиграфией, уметь играть на музыкальных инструментах, быть сведущим в поэзии. Всё это нужно для того, чтобы присоединиться к коллективному времяпровождению и не оказаться хуже других. Далее Сиба пишет: «Не знать же, как играть в такие игры для весёлого времяпрепровождения, как го, сёги или сугороку, и вовсе постыдно». Это показывает, что указанные игры были чрезвычайно распространены и самурай, не владеющий ими, воспринимался обществом как в какой-то мере неполноценный. Именно увлечение го среди японских военачальников стало причиной последующего расцвета японского го. XVI — начало XIX века

Игра го

Утагава Кинуёси, Япония, XVIII в. Китайский генерал Гуан Ю играет в го, чтобы отвлечься от боли в обрабатываемой врачом ране

Реставрация Мэйдзи — наше время

После 1868 года для игра го в Японии настали плохие времена. Реставрация Мэйдзи сопровождалась массированным, не всегда критичным заимствованием научных, технических, военных и культурных достижений западных стран. Игра го была, наряду со многими другими японскими традициями, объявлена «пережитком ушедшей феодальной эпохи». Государственное финансирование го-домов прекратилось, организации разваливались, игроки впадали в нищету. Но популярность го в народе не падала, среди игроков нашлись и такие, кто не смирился с упадком и начал собирать вокруг себя единомышленников. В 1879 году 18-й Хонинбо Мурасэ Сюхо создал клуб Хоэнся — видимо, первую из профессиональных го-организаций этой эпохи. С 1880-х годов ведущие газеты Токио начали спонсировать турниры. Одной из первых это сделала газета «Ёмиури Симбун», по сей день остающаяся одним из крупнейших спонсоров го в Японии. Турниры стали источником дохода для профессионалов и позволили сохранить уровень игры. В газетах появились колонки го (к 1910 они были уже более чем в десятке газет), постепенно увеличивались гонорары игроков. В 1924 году на базе нескольких организаций го-профессионалов была основана японская федерация го — Нихон Киин. Её появление можно считать моментом начала кардинальных преобразований в японском го. Были приняты общие правила проведения турниров, введено в практику коми, установлены правила присвоения данов. Появился контроль времени при игре. Это же время ознаменовалось появлением нового поколения молодых, талантливых игроков, в числе которых первыми обычно называют Го Сэйгэна и Китани Минору. Они ввели в употребление «новые фусэки» — начала партии, в которых первые ходы делаются не в комоку, как было принято в японском го на протяжении нескольких веков, а в другие угловые пункты: хоси, сан-сан, мокухадзуси. Новые фусэки существенно обогатили игру. Во время Второй мировой войны го в Японии пережило спад — множество игроков было призвано в армию, многие погибли, газеты перестали печатать колонки го, экономя бумагу. Тем не менее, наиболее важные турниры и матчи за титулы проводились, нередко в условиях, которые можно без преувеличения назвать боевыми. Так, время второй партии матча за титул Хонинбо между Каору Ивамото и Хасимото Утаро, проходившей в пригороде Хиросимы, на город была сброшена ядерная бомба. Эта партия вошла в историю го как «Партия атомной бомбы». По окончании войны Нихон Киин возобновила свою деятельность, и развитие го продолжилось. Определённый разлад в го-движение Японии 1950-х годов внёс раскол федерации го — в 1950 году отделение Нихон Киин в Осаке стало самостоятельной федерацией го — Кансай Киин. Впрочем, после некоторого периода конфронтации деятельность двух федераций фактически разделилась по географическому принципу — Кансай Киин работает, в основном, в западной части страны, Нихон Киин — в восточной. Постепенно были возрождены высшие титулы игроков, появились также и новые, ранее не существовавшие. Спонсорами розыгрыша титулов выступали различные периодические издания. Регламент присвоения титулов стал существенно более строгим. Если раньше держатель высокого титула мог долгое время оставаться при нём, избегая встреч с сильными противниками и используя своё привилегированное положение, то теперь он оказался обязан защищать титул периодически, в соответствии с установленным порядком розыгрыша. В течение определённого времени (оно может достигать двух лет) проводится отборочный турнир, определяющий одного или двух претендентов. Если претендент один, он играет с держателем титула матч из нескольких партий, победитель которого и получает титул. Если претендентов два, то матч за титул проводится между ними (для таких титулов держатель, если он хочет носить титул дальше, должен принять участие в турнире претендентов и на общих основаниях вновь завоевать его). Для некоторых титулов существуют так называемые лиги — некоторое небольшое количество игроков, борющихся между собой за право матча за титул. Ежегодно проводятся турниры на вхождение в лигу и турнир лиги. Победители первых входят в лигу, заменяя тех её игроков, которые показали наиболее низкие результаты в турнире лиги. Турнир лиги определяет также претендента на титул. Таким образом, чтобы встретиться с держателем титула, игроку нужно сначала победить в одном из отборочных турниров и войти в лигу, а затем победить в турнире лиги.

Проникновение го на Запад

Активные контакты Японии с западными странами во второй половине XIX века привели не только к упадку го в Японии, но и к выходу этой игры за пределы своих традиционных географических границ. Го попало в Западную Европу и Америку, и начало развиваться там. В 1908 году в Европе вышел первый учебник го. Его автором был немецкий инженер Коршельт, учившийся го в Японии, где он прожил много лет.

Игра гоАзиатские иммигранты — работники на ферме в Айдахо в 1940, играют в го.

Одним из известных европейских поклонников го начала XX века был Эмануил Ласкер, чемпион мира по шахматам. Вместе со своим однофамильцем, Эдвардом Ласкером, международным шахматным мастером, он создал первый в Европе го-клуб. В 1930-е годы Ласкеры покинули Германию, в конце концов оказавшись в США. Там они не оставили своё увлечение. Эдварда Ласкера считают «отцом американского го». Помимо общественной деятельности по популяризации игры, он написал книгу «Го и го-моку». Одним из факторов популяризации го в Америке стал поток иммигрантов из стран Восточной Азии, особенно увеличившийся в конце 1930-х годов. Го-организации Европы и Америки никогда не были столь многочисленными, как в Японии, Корее и Китае, тем не менее, они развивались и укрупнялись. В 1950-х годах развитие го в Европе было довольно бурным — были созданы национальные федерации го в Англии, ФРГ, Австрии и Голландии, а в 1956 году появилась и Европейская федерация го, которая сейчас объединяет федерации более двух десятков стран. С 1957 года ежегодно проводятся чемпионаты Европы, первый из которых прошёл в ФРГ. К настоящему времени в Западной Европе общее количество игроков в го, по некоторым оценкам, приближается к 100,000, в США — к 20,000. В большинстве стран есть свои национальные федерации го, проводятся регулярные соревнования, присваиваются квалификационные ранги. Правда, все высшие мировые титулы го до сих пор прочно удерживают корейские и китайские игроки. Если раньше развитие го в Европе и Азии шло почти независимо (европейцы, явно отставая от ведущих го-стран, лишь заимствовали их теоретические достижения), то сейчас го-движение проявляет всё большие тенденции к объединению. С 1979 года проводятся личные чемпионаты мира среди любителей, а в 1982 году образована Международная федерация го. Европейские игроки, сначала бывшие явными аутсайдерами на турнирах с участием корейцев, китайцев и японцев, в последнее время всё выше поднимаются в турнирных таблицах.

Го в Корее

Резкое возрастание интереса к го в Корее некоторые особенно впечатлительные комментаторы называли «безумием» — при вдвое меньшем, чем в Японии, населении, в Корее значительно больше активных игроков. На вершине мирового рейтинга го уже более десяти лет присутствуют практически исключительно корейские игроки. Начиная с 1988 года корейцы выиграли 41 из 54 разыгранных международных кубков (из оставшихся 13 10 выиграны японцами, 3 — китайцами). Кубок Инга — крупнейший международный профессиональный турнир, проводимый раз в четыре года под эгидой фонда Инга, четыре из пяти раз выигрывали корейские профессионалы.

Го в СССР и России

В России го появилось одновременно с другими государствами Европы, завезённое из Японии в конце XIX — начале XX века. Но ни массовым увлечением, ни спортивной дисциплиной го долгое время не являлось. Время от времени выходили журнальные публикации, было некоторое количество любителей, но и только. Моментом действительного начала развития го в СССР считают 1965 год. В этом году в Ленинграде, в ДК имени Ленсовета появилась секция го под руководством Юрия Филатова и был проведён первый турнир. В последующие 10 лет секция развивалась, двое её членов — Валерий Асташкин и Георгий Нилов, — получили официально 5-й любительский дан в Кансай Киин. В 1975 году они же опубликовали в журнале «Наука и жизнь» (№№ 8-12 за 1975, №№ 1-8 за 1976) серию статей об игре и провели конкурс решения задач. Публикации в столь массовом журнале привели к появлению любителей го по всей стране. Более чем в пятидесяти городах появились достаточно крупные любительские объединения, начали регулярно проводиться соревнования. В 1977 году проведён многоэтапный турнир на звание сильнейшего игрока го страны (сокращённо «СИГО»), ставший первым неофициальным чемпионатом СССР. В нём победил Валерий Асташкин. В этом же году он занял 6-е место на чемпионате Европы. Розыгрыш титула СИГО проводился ещё дважды, по обычной для японских турниров схеме — победитель турнира претендентов играл матч с держателем титула. Оба раза Валерий Асташкин удерживал титул. До конца 1970-х годов энтузиасты го в СССР добивались официального признания игры, наравне с шахматами и шашками, но этой цели так и не достигли. К 1980 году волна первоначального энтузиазма схлынула, го-движение в СССР пошло на спад. Лишь в 1984 году была создана Всероссийская секция го при Комитете по физкультуре и спорту РСФСР. Начали проводиться официальные турниры, а в 1985 проведены Кубок России и Чемпионат России. В 1989 году, наконец, появилась Федерация го СССР, первым её президентом стал Валерий Асташкин. С этого момента го стало признанным видом спорта. В 1990 году состоялся первый (и единственный) чемпионат СССР. В настоящее время в России Российская федерация го (бадук), ставшая правопреемником Федерации го СССР, является главной официальной го-организацией, ведающей развитием игры го как спорта. Проводятся регулярные турниры.

Прочитать правила игры го

Купить игру го